О романе Галины Врублевской "Кармический сеанс". Впечатления читателя

Прочитав рассказ Галины Врублевской "Кармический сеанс", я захотела написать о своих впечатлениях от него. Не отзыв - прекрасный отзыв написала Елена Янге, и я могла бы лишь повторить всё, что сказано в нём. Это именно впечатления, возникавшие по ходу чтения, общее впечатление от рассказа, моя интерпретация, то, как я его восприняла и прочувствовала. В общем, рассказ о чтении рассказа:)))

Героиня рассказа Галины Врублевской - сорокалетняя одинокая женщина, жизнь которой течёт уныло и однообразно. Марина давным-давно осталась без мужа (утонул, когда сынишка только пошёл в школу), одна растила сына, а теперь, когда он вырос и отслужил в армии где-то далеко на Севере, домой возвращаться не захотел, остался на Севере работать и нашёл там себе невесту. Работа в ОТК завода, на руках - парализованная, плохо слышащая мать - вот и вся жизнь Марины. Одиночество и перспектива безрадостной старости. В таких случаях говорят: осталась у разбитого корыта. В рассказе нет этого выражения, но оно сразу приходит на ум, когда читаешь о неудавшейся жизни этой женщины. И не случайно: тема корыта вскоре снова возникнет в рассказе.

Умение Галины писать коротко и ёмко заметно с первых же строк. Прочитаны два начальных абзаца, и вот уже сложилось представление о прошлом и о настоящей жизни героини. Всего два штриха - и мы уже представляем душевное состояние героини рассказа. Марина смотрит на фотографию сына, обнимающего свою невесту. "Обнимал, будто назло Марине", - читаем мы. И понимаем, что Марина обижена на жизнь, и всё воспринимает под углом зрения своей разочарованности. Счастливая улыбка сына - это назло ей, кажется Марине. В будущей невестке она замечает только недостатки - "плоское, невыразительное лицо" и то, что девушка старше её сына. Этот факт она истолковывает в том же неприязненно-озлобленном духе: ":старше сынули, потому с такой лёгкостью окрутила солдатика". О том, что у этих двоих может быть настоящее чувство, что девушка искренне любит, Марина не думает, ей это не приходит в голову. Нет, "окрутила", и всё тут. И на свою жизнь Марина смотрит так же обиженно и безрадостно: "несправедливая, серая, тяжкая доля". Доля у неё, действительно, нелёгкая, но так ли уж несправедлива судьба к Марине?

Следующий абзац рисует нам портрет Марины: "На Марину смотрело унылое лицо никем не любимой женщины: уголки губ опущены, от крыльев носа к ним опускались отчётливые стрелки". Потухшее лицо: А ведь Марине всего сорок лет. Я обращаю внимание на одну деталь в портрете героини - широкую ссадину на лбу. Упала? Кто-то ударил? В моём воображении, испорченном бесконечными криминальными сюжетами на ТВ, начинает складываться канва подобного сюжета в жизни героини рассказа. Но всё разъясняется тут же: никто не нападал на Марину. Просто в паре сантиметров от неё пролетел цветочный горшок, упавший с балкона. Керамический горшок, разбившийся вдребезги и чудом не разбивший голову Марине, ком земли, обломанный стебель цветка, из которого сочится и капает, как слёзы, сок растения: Символическая картина, опять напоминающая об изломанной, неудавшейся жизни героини. И тут в обычную историю жизни вводится тема судьбы и кармы. Вводится пока на уровне перезвона колокольчиков - слов "керамический" и "кармический". Рифма сюжета.

Вообще-то тема судьбы звучит с первых же слов рассказа. Он и начинается с того, что Марина, подняв глаза к потолку, мысленно со стоном вопрошает: "За что мне такая судьба, о Господи?" И цветочный горшок, упавший почти на голову ей, воспринимается, как ответ, как знак: остановись и задумайся. И женщина задумывается о своей жизни, возможно - впервые за все годы. И впервые под влиянием потрясения пассивное недовольство и уныние сменяется в её душе желанием перемен. Это желание - чёткое, осмысленное и сильное. И Вселенная незамедлительно отвечает на её запрос и посылает второй знак-подсказку. Такой подсказкой становится реклама, которую героиня слышит по радио: снятие порчи, коррекция кармы, предсказание будущего.

Главное - не бездействовать - словно бы говорит нам между строчек автор рассказа. Если твоя жизнь не удовлетворяет тебя, действуй. Если не знаешь, что делать и с чего начать, делай хоть что-нибудь, совершай поступки, измени свой привычный жизненный маршрут, хоть что-нибудь измени. Неважно, с чего ты начнёшь перемены в своей жизни, важно, что ты их начнёшь, а жизнь подскажет тебе, что делать дальше. Жизнь любит активных, тех, кто умеет сильно чего-то желать. И она помогает тем, кто присматривается и замечает посланные ею подсказки, тем, кто верит знакам судьбы. А таким знаком может быть обычный цветочный горшок, упавший у вас перед носом или набившая оскомину реклама. Так я восприняла один из посылов рассказа.

Марина начинает действовать. Она идёт в некий Центр к гадалке бабе Нюше. Если до этого рассказ, помещенный в литературном портале под рубрикой "Литературные утопии", воспринимался мной как вполне реалистическая жизненная история, то с появлением нового персонажа - бабы Нюши - рассказ приобретает неуловимо сказочные черты Сама баба Нюша подозрительно смахивает на добрую волшебницу, приём она ведёт "в неказистом домике с подслеповатыми окошками", непонятно как затесавшемся среди многоэтажных новостроек. Вспоминается избушка на курьих ножках, во всех деталях чувствуется сказочная атмосфера. Нет, рассказ не оборачивается волшебной сказкой, но при чтении вдруг отчётливо понимаешь, что нет непреодолимой преграды, чёткой грани между реальностью в нашей жизни и чудом, между былью и сказкой. Граница размыта, волшебство рассеяно золотой пылью в воздухе нашей повседневной жизни. Это второй посыл, воспринятый мной при чтении "Кармического сеанса".

Марина просит бабу Нюшу снять с неё порчу. И баба Нюша объясняет ей, что большей частью порчу на человека наводят не посторонние. "Главную порчу мы сами на себя наводим, - говорит она. - Вместе с непромытыми грехами и порчу заглатываем". И назначает Марине лечение от порчи. Для этого Марине обязательно надо найти корыто - лучше деревянное, но можно и цинковое. Вот и тема корыта, которая с самого начала рассказа звучала у меня в голове. Марина находит такое корыто - старое, надтреснутое, "символ её неудавшейся жизни" (такой же символ, как обломанный стебель цветка, источающий слёзы). А дальше - самая, на мой взгляд, пронзительная сцена рассказа: Марина "отмывает" свои грехи. Полночь, зеркало, зажжённые свечи, их отражение в зеркале и отражение в нём самой Марины. Марина вспоминает свои грехи, начиная с самого детства. И оказывается, что память о том, кому и как она сделала больно в своей жизни, когда поступила нечестно, что постыдного совершила, живёт в её душе все эти годы. Марине вспоминает свою любовь к Алексею - сильное, чистое, глубокое чувство. И её она предала, причинила боль любимому, бросила его и вышла замуж за нелюбимого. Не только его, она себя предала, понимает Марина, и слышит голос своей совести: "Это твой самый большой грех". Не предавайте свою любовь, никогда не предавайте себя! - вот что звучит рефреном в рассказе Галины Врублевской. По каким-то сложным законам судьбы эстафету предательства подхватывает сын Марины. Он совершает двойное предательство: предаёт свою любовь, бросая невесту, и предаёт своего ребёнка, не признаёт его. Таким образом, он дважды предаёт себя, и, читая рассказ, я думаю: кто же будет по закону кармы расплачиваться за его предательство: его сын, который тоже вырастет без отца, как рос и он сам с малых лет? Или другой человек, ничем с ним не связанный, ибо судьбы наши переплетены, и все мы расплачиваемся не только за свои грехи и грехи близких, но и за других людей, которых не знали и никогда не узнаем?..

Марина ждёт, когда вырастет урожай картофеля - от той, нечистой, "греховной" картошки, которую она посадила по велению ведуньи бабы Нюши. И по законам реализма не застаёт ни огорода, ни домика, где жила баба Нюша, ни её самой: на месте снесённой хибарки возвели ещё одну многоэтажку. Но ведь и по законам сказки так должно было случиться. Помните: пришёл Иван на другой день, а ни дворца, ни волшебного сада, ни прекрасной царевны нет. На этом месте уже болото. Или дремучий лес, или ещё что-нибудь. В нашем случае это новостройка. Автор рассказа улыбается и подмигивает нам хитро: да-да, и сказка, и быль одновременно - как посмотреть.

И наша сказка-быль продолжается. В реальной жизни происходит ряд перемен: умирает мать Марины, на заводе идёт сокращение штатов, и Марина теряет работу. А в параллельной, сказочной плоскости её жизни на горизонте опять маячит баба Нюша, только уже в другом облике. Тема разных обликов, маскарада, перемены костюмов, неузнаваний проходит сквозь всю сказочную сторону рассказа. Она вносит в рассказ об унылой и безрадостной жизни героини совсем иную струю - неожиданно весёлую, интригующую, проказливо-авантюрную. Играй с жизнью, ведь она приглашает тебя к этой игре! Играй, и найдёшь то, что ищешь! Это ещё один посыл рассказа. И Марина слышит этот призыв жизни, она снова вступает в игру. Марина записывается на кармический сеанс, шьёт себе маскарадный костюм и встречает Новый год в необычной обстановке и с новыми знакомыми. Она узнаёт о карме, встречает бабу Нюшу, которая оказывается вовсе не бабой Нюшей, а руководителем группы, проходящей кармический сеанс, и знакомится с актёром театра Абсурда. Нет-нет, никакого хеппи-энда. Рано ещё заканчивать повествование о том, как проснулась Спящая царевна. Душа Марины пробуждается, но происходит это долго, трудно, в несколько этапов. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Требуется ещё один толчок, ещё одно потрясение, и уже не сказочно-карнавальное (они своё дело сделали), теперь очередь за реальной встряской. И приезжает Галя, та самая бывшая невеста с грудным ребёнком на руках, внуком Марины. И Марина словно видит в Гале себя - тоже одинокую, без опоры в жизни, оставшуюся с маленьким сыном на руках. И не случайно в чертах лица Гали она вдруг видит и свои черты, обнаруживает, что они с невесткой похожи. И если на фотографии облик невестки казался ей непривлекательным и был неприятен, то теперь это сходство радует её, а внешность Гали ей приятна. А внука зовут Алёша. Да-да, так, как звали человека, которого Марина любила и предала. Но этого, маленького Алёшу она уже не предаст, в нём она обретает и смысл, и самую большую радость своей жизни. Душа Марины оттаивает, отогревается возле маленького, дорогого ей человечка. Теперь она способна ответить на чувства другого человека. И знакомый актёр из театра Абсурда теперь занимает важное место в её жизни. И автор сумела сказать об этом в двух-трёх словах. Окно гримёрки, выходящее в парк стало теперь для Марины "заветным окном", а знакомый актёр "стал для Марины принцем из сказки о Золушке". Вот и слово "сказка" прозвучало в завершение истории. И Марина-Золушка вдвоём со своим принцем толкает коляску со спящим беззубым Алёшей. Жизнь продолжается. И Сказка - тоже.

Назад